Елена Никитаева «Жаропонижающее» 2006
MP3TONE
Второй альбом певицы, которая, как уже неоднократно замечено, ломает все стереотипы о том, что такое женская гитарная музыка, именуемая расхожим термином «рок». В сущности, хотелось бы найти хоть одного журналиста, который все-таки бы утверждал, что Елена – «такая, как все», «сенсация надуманная» и так далее. Удивительно, но таких не обнаружил…
Елена против сопоставления себя с представительницами «высшего эшелона женского рока», о чем и попросила уяснить раз и навсегда сливкам общества во время презентации пластинки. И дело даже не в такой форме женских капризов, а в том, что сопоставление, по сути, лишено смысла. Говорить, что Елена хуже/лучше … (читающий да заполнит по своему усмотрению), равнозначно рассуждению о том, что больше: мнимая единица (квадратный корень из -1) или удвоенная мнимая единица, или даже о том, что больше – действительное число или его мнимый аналог… Просто Лена другая, остальные же характеристики – от лукавого.
Альбом этот не заслуживает банальных оценок «хорошо» или «плохо». Какое тут может быть, простите за откровенность, «хорошо» или «плохо», когда нет или представлены в умеренных количествах те приемы, которые используют в песнях «те рокерши»? Истерика? Вообще-то она есть, но не в качестве самоцели и способа усилить свою «таинственность». Тексты? Вот как раз этой самой «таинственности» («бессвязности»? «бредописи»???) нет, говоря более тонко – ежели таковая присутствует, то в любом случае не возникает желания вооружиться ментальной лупой, бродя по лабиринту, испещренному этими «таинственностями» и «сакральностями». Тексты лаконичны, прозрачны для восприятия, при этом не банальны (хотя что понимать под «банальностями», «банальности» тоже бывают полезны). Песни про любовь и платонику, то есть про те чувства, которые природой заложены и определяются как естественно превалирующие. Являются ли таковыми отношения, чувства, ощущения в песнях «тех рокерш»? Судите сами. Только если они и естественны, то совершенно на другом уровне.
Название альбома – «Дневник». «Где-то мы уже это слышали». Само собой, слышали. Предлагались уже похожие блюда. «Единочество» в двух частях, «Голод», «Откровенность», «Тригонометрия» в двух частях, «Вендетта», «Только для взрослых», «Махаон», «Телерадиосны», ну и так далее. «Дневник артиста». Nomina odiosa sunt. Ну и как можно забыть «Дневники» сразу в ЧЕТЫРЕХ частях? Теперь настал черед и этого дневника. Обратите внимание – альбом … дневник вышел в свое время. Вот в данном случае тяжело удержаться от сопоставления. В этом году вышли уже пластинки «Ч\Б» (говоря откровенно, тоже из разряда «дневников») и «Когда мы вместе, никто не круче» - тоже в момент конкурентного затишья.
Песни и правда похожи на мысли в дневниках (обычных ли, сетевых ли), которые мы так любим делать; только в зарифмованном варианте.
Сходство с дневниками вплоть до их идентичности подчеркивается в благодарностях, которые можно разделить на четыре равноправных типа: людям, не имеющим дневников, но продвигающим ее творчество; тем, кто имеет дневники и продвигает песни (журналисты, представители звукозаписывающих компаний…); «ЖЖ-френдам» (не постесняюсь заметить, что я в этой категории) и просто «всем, кто наблюдает». Лаконично и многослойно.
Музыка на альбоме своя – не в том смысле, что собственного сочинения, а именно что своя. С одной стороны, вроде бы и «основная волна», но … говорилось уже про отличия. А с другой, и авангард тут, так сказать, - авангард авангарду (альтернатива альтернативе). Нет таких сугубых примочек, делающих музыку какой-то там «неформальной». В общем, «ни то, ни другое».
Ремикс «Болеутоляющего» тоже любопытен тем, что вроде бы он и пририсован к альбому для «хвостика», то есть для «бонуса», но вычеркнешь его – и часть концептуальности теряется.
Обложка, простите за расхожий термин, «готична» – темная, мрачноватая; изображенная на ней Женщина (сами понимаете кто) произвела впечатление и беззащитной, и сильной.
Очередное отличие от «тех»: отсутствует метка «Нашего Радио», «Максимума», даже «Русского Радио» какого-нибудь. Компания же, выпустившая альбом, является же неформальным лейблом, еще более неформальным, чем, скажем, Classic Company. Есть люди, которые равнодушны к тому, какая фирма выпускает пластинку, им «лишь бы была пластинка». Я к таковым не отношусь…

Общее впечатление и оно же будет оценкой альбому – услышал то, что всегда желаю слышать от женщины. Не могу удержаться от НЕКОТОРЫХ сопоставлений, но это не такие сопоставления, как… сами понимаете. Сопоставления по принципу контраста. Не лишено-таки сопоставление песен Елены с песнями Маши Макаровой, в которых тоже нет оголтелой спекуляции на «высоком» да «таинственном». Однако при всем при этом Маша не лишена той истеричности, которой ставит себя в один ряд с «высшим эшелоном». Песни Юты вроде без истерики, но тут вопрос подачи материала. Именно по его подаче Юта является в каком-то смысле женским аналогом коллективов таких, как Звери, Сети… Такой вот простецкий «плюшевый» рок-н-ролл, такие же спокойные вокальные особенности… Мужские параллели вообще тяжело подыскать, потому скажу только, что в жанре песен про любовь по ЛИРИЧНОСТИ лучшим считаю Владимира Кузьмина, невзирая на его нынешнее физическое и творческое состояние.

Сопоставлять со старинными неформальными артистками (Квартал, Колибри, Ольга Арефьева, Белая Гвардия, Умка и Броневичок, Рада и Терновник…) невозможно уже по упомянутой причине – это все совсем другой тип авангарда, не имеющий к «основной волне» ни малейшего отношения.
В плане абсолютной естественности репертуара уместно-таки сближение с Ириной Богушевской, которая тоже руководствуется принципом «ничего лишнего». Как тут еще не вспомнить Янку?
Ирина Богушевская и Янка – пожалуй, самые уместные параллели, которые, я думаю, не оскорбили бы Елену, если бы она таковые услышала. Их наследницею ее назвать могу, опять же с той оговоркой, что само ее творчество принципиально ДРУГОЕ.

Оценка альбому – ниже 9,5 поставить не могу. >=9,5/10