Решил в этом году впервые сходить на фестиваль «Московского Комсомольца», благо погода была великолепная, фестиваль юбилейный (десятый по счету), да и после сдачи последней своей сессии беспокоиться пока что ровным счетом было не о чем. Вообще  мы собирались целой компанией, с тою лишь оговоркой, что приходили «по частям» и уходили в разное время. Общее впечатление – концерт понравился, в целом. Так же за весь день я, как и все мои спутники, успел загореть, до самого головокружения, за что отдельное спасибо. Шляпу свою новоприобретенную я то снимал, то надевал. Куртку, потом и рубашку пришлось снять, оставшись в одной майке, джинсы подогнуть. Такая вот в воскресенье была жара (дождь временами накрапывал, но не так, как в прошлом году). Все пленку израсходовал, только, как выяснилось, мог бы бережнее, ибо на ряд симпатичных мне артистов ее не хватило. Вопреки афишам, концерта Линды не было, равно как и не было дуэта Коррозии Металла с каким-то поп-артистом, который якобы ожидался. А Город 312 выступал на другой сцене, хотя слухи были, что должен-таки здесь. Прогноз такой – Город 312 в следующем году попадет на Мегахаус, как и Провода.
Нужно заметить, что перед выступлением каждого артиста на сцену выходила Капитолина Деловая и не уставала расхваливать артистов и говорить о ценностях брит-попа (ну что же, таково ее амплуа), особенно женского (где она женский брит-поп откопала???); заодно успела прорекламировать свой дневник Мегахауса и сказать, что под «light version» понимается прежде всего преобладание женской музыки на сцене. В общем, какой странной была, такой и осталась.
Пришел я на концерт чуть позже 1 часа дня, в это время уже успели открыть фестиваль и отыграть несколько песен парни из коллектива Скотланд Ярд. Играют что-то в духе ска-панка. Их выступление вызвало сугубо положительные эмоции. Талантливые ребята, самобытные.
Далее было выступление группы НЕМО – новых протеже Земфиры. Тоже сильный коллектив, тоже целиком мужской. Честно признаться, по первым ноткам они на меня произвели впечатление вначале очередных Братьев Грим, потом «еще одних» Сегодня Ночью. Однако это не так.
Следующими были девушки по имени Ранетки. Этих-то я услышал еще в прошлом году в «Открытом проекте» и уже тогда удивился, насколько пустяковые у них тексты и какая при этом у них музыка да сама манера подачи, этакая смесь (калифорнийского) панка и рок-н-ролла. В который раз скажу про них, что они суть пять несовершеннолетних аврил-лавинок. Девушки … хм, девочки зажгли реально … или нереально??? В общем, отличились. Хотя один раз звук вырубился на сцене (девушки, впрочем, быстро перестраховались)… С учетом их возраста, твердая четверка. PS. Происхождение их названия станет ясно, если знать то, что их на сцену вытащил «главный Мумий Тролль страны», то есть Илья Лагутенко.
К Ранеткам по ходу разговора еще придется вернуться…
Выступление следующих артистов стало для большинства посетителей, надо полагать, большой неожиданностью, ибо они вплоть до самого последнего момента не были заявлены в списке участников. Хотя мы-то прежде всего ради них и пошли на фестиваль. Речь идет о ЛОМО. Неожиданностью было не только само их появление на фестивале, но и то, в каком составе и с чем они появились. Группа, оказывается, успела нарастить состав и из традиционного трио (Ломоносов, Повар, Юга) превратиться в квинтет (как они признались после концерта, это произошло в январе). Песен с первого альбома группа не пела вообще, таким образом можно говорить фактически о презентации второго альбома, хотя он ожидается не раньше осени. Хорошо ребята  рубились, новые песни интересные, музыка стала еще более экспериментальной, так что теперь говорить про «Tequilajazzz номер два» тем более не приходится. Коллективы совсем разные, хотя и похожи.
После выступления удалось мы с ними общались «за сценой», и фактически это общение растянулось на несколько часов, так как они были одними из тех, кто особо не спешил уезжать «по своим делам». Во всяком случае при выступлении следующих трех участников они еще были (с ними я перекидывался парой слов, попеременно возвращаясь на поле), потом они-таки уехали. Общительные ребята, с современным музыкальным мышлением…
Следующими были опять девушки и опять с ботаническим именем – Ромашки, протеже Примадонны Всея Руси Аллы Борисовны. Смотрел я их выступление не так уж и внимательно по обозначенным в прошлом абзаце причинам, но и не игнорировал. Фактически все те же Ранетки, в том числе и по возрасту, все такие же незамысловатые стишки, только музыка более мягкая. Не произвели особого впечатления, но … в общем, неплохо. С одной участницей удалось немного поболтать, она как раз раздавала автографы. По ходу наблюдал и за Ранетками, которые тоже рядышком околачивались. В общем, близнецовые коллективы. Девушки общительные, автографы раздают запросто (надо же было мне забыть взять с собою какой-нибудь блокнот!), типичные моложавые девчушки, в общем, «прикольные». Макияжем не брезгуют для пущей яркости – это еще одно проявления «синдрома Аврил Лавин». В таком возрасте это все уместно. Ромашки потом не уехали с концерта, а пришли на поле и вместе со всеми получали наслаждение. Стояли как раз неподалеку от нашей компании.
После них вышла на сцену Массква, в прошлом  году уже дебютировавшая на этом же фестивале. Вот уж совсем не понимаю, почему стали ее сопоставлять с Земфирой. По манере исполнения она скорее уж Юту напоминает (только она – Массква – более мелодична), по возрасту же она из одной когорты с Ранетками-Ромашками. Репертуар из разряда «так себе», голос уверенным не назовешь, но в чем ей не откажешь, так это в ее способности заводить публику. Отдельное спасибо за своеобразную версию «Медведицы» Мумий Тролля. Положительные эмоции своим выступлением оставила. После выступления решил просто сходить и посмотреть на нее. Ну девушка, так сказать, средней красивости, довольно милая; в отличие от Ранеток и Ромашек она не так уж и охотна раздавала автографы и фотографировалась. Видно было издалека, что она устала от концерта (солнце-то палило на полную мощь) и хочет отдохнуть…
После Массквы народ имел возможность лицезреть дебютанта Олега Чубыкина с его группой. Я тоже воспользовался этой возможностью и не пожалел. Смело могу говорить о том, что это одно из открытий года. Тексты укладываются в разряд неплохих, музыкальная составляющая же очень сильна. Музыканты как будто воспроизводят интонации Криса Нормана и его Smokie, которые я люблю с раннего детства. Вроде бы и древние звуки, но для России не утратили актуальности. Могли б на самом деле и не скрывать столь достойного влияния.
Далее был коллектив, дебютировавший в прошлом году, – это 4ехов, некие хлопцы из Питера. Первый коллектив, не вызвавший положительных эмоций, более того –  наименее впечатливший. И в прошлом году при просмотре Мегахауса осталось впечатление откровенной невруботины, сейчас это впечатление только усилилось. Музыка вся очень банальна, однообразна и попросту немелодична, никакой  живости, ничего нового в принципе. Тексты уровня «что вижу – то пою», крайне невыразительны, а в абсолютном большинстве – бессвязны. Некоторые песни откровенно раздражали. Амбициозности паренькам при этом не занимать. Абсолютно неизвестно, во что это выльется. Уходя с фестиваля оставшейся компанией, мы единодушно признали это выступление наиболее невыразительным за весь день.
Ненамного лучше было и выступление дебютантов по имени ГДР. Фактически это четвертое выступление, которое скорее не понравилось. В адрес музыкантов – ряд вопросительных знаков. Изюминка-таки есть у группы, судя по песням «Drug из Голландии», с которой начали выступление, и «Друг (опять друг!) Джонатан», с которой закончили. Но остальной репертуар не оставил впечатлений. В общем, из разряда «посмотрим, что будет дальше».
Зато на высшем уровне оказалось возвращение на сцену группы Total. Как и в случае с Линдой, музыканты после ухода от Макса Фадеева взялись за сочинение собственного репертуара, который и презентовали во время выступления, не забывая, однако, и про песни Макса. Выступление прошло на ура, а вот сама Марина поразила – от того высокомерия и той эпатажности, которые можно было еще в 2003 году наблюдать на юбилейном концерте Агаты Кристи в Лужниках, где они были как «друзья группы», не осталось и следа. Перед народом предстала весьма доброжелательная и просветленная девушка, весьма искренняя.
Праздником положительных эмоций оказалось и возвращение на сцену Маши Макаровой и ее Медведей. За прошедшие шесть лет со времен ухода со сцены накопилась масса нового материала, который и был представлен публике, наряду с проверенными временем шлягерами (извините, слова «хит» не признаю). Репертуар оказался еще более жестким, чем на первых двух альбомах, «Мария» из того, что было представлено, – единственная «мурлыкающая» песня. Музыканты отличились, твердая пятерка за выступление. Признаюсь только, что во время исполнения двух песен я-таки воспользовался моментом и вышел за пределы поля купить купить себе чего поесть да попить – это во время «Любочки» и «Рейкъявика» (второй песней выступление завершалось). Единственные две песни, которые в принципе не воспринимаю. В целом же это одно из лучших выступлений.
Эстафетную палочку перехватила Ёлка, очередная дебютантка прошлого года. Несмотря на то, что она – из клана Bad B. Альянса (репертуар, в частности, ей пишут представители этого товарищества), есть ряд признаков, по которым она ярко выделяется. Прежде всего, сам по себе жанр – не обычные беспомощные скрэтчи, выдаваемые за рэп (ну не умеют пока что у нас делать в стране эту музыку, если не считать ряда альтернативных направлений или рэп-регги типа 5ниццы), а r’n’b – то, что до Ёлки делал у нас во внушительной форме Михей. Необычная музыка, сама подача репертуара, располагающая к хорошему настроению, приводят к тому, что песни, которые вроде бы ни о чем, воспринимаются более легко, чем если бы это было в духе обычного хип-хопа. Добавьте сюда еще общение певицы с публикой на равных, без всяких примочек крутости. В общем, удовольствие получил немалое. Была в числе прочих исполнена песня Михея (который, на самом деле, тоже был из этого «альянса») «Сука любовь», за что отдельное спасибо.
К выступлению следующих участников почему-то очень долго настраивали инструменты, якобы «группа такого уровня». «Такого уровня группой» оказалось Tokio, выступавшее уже два года назад. Не представляю, простите за откровенность, что на самом деле такого особенного в сем коллективе, дабы ему надо было настраивать инструменты «в эксклюзивном порядке». Очередной коллективчик, возомнивший себя Depeche Mode’ом отечественного характера, коих по стране немало, начиная с Технологии, только для пущего антуражу, дабы не обвиняли в плагиате, разбавивший нотки синт-попа нотками брит-попа. Художественность текстов стремится к нулю. В общем, ничего выдающегося. На фоне всего этого даже темные очки вокалиста производят впечатление еще одного признака закоса. Но реально к выступлению этого коллектива я отнесся гораздо более спокойно, нежели изначально мог предполагать. Во-первых, нашел себе приятную собеседницу, она как раз ждала выступления Мары, и мы до самого конца выступления этих товарищей поболтали на разные темы, нашли общий язык; во-вторых же, Tokio хотя бы не звучит из каждой щели; а в-третьих, на фоне изящной порции бреда от 4ехова опусы и Tokio, и тех же Братьев Грим стали казаться цветочками. И музыкальная составляющая-таки повнушительнее. В общем, этого выступления я просто не заметил. Вроде были песни с первого альбома, который я слышал; со второго, которого не слышал.  Новый материал тоже был, как говорят, ранее я его тем паче не слышал. Песен с первого альбома про Москву и Индиру Ганди, которые наиболее запоминаются, не было. Особой разницы между песнями не заметил, практически все однотипно и неинтересно, так сказать, пережевано. Какое, однако, при этом было самолюбование! Единственный довольно неплохой момент был, когда дуэтом с ними спела Инна Стил, сочинившая когда-то для Михея и исполнившая с ним в дуэте песню «Туда». Эта песня и была перепета, со слегка измененным текстом. Интересно-таки, в честь чего это, простите за цинизм, поминки по Михею?.. В общем, на уровне «что есть, что нет».
В перерыве в очередной раз я сходил отлучиться…
А вот и Мара появилась. Собеседница быстро убежала в самую гущу в первые ряды (больше я ее не видел), а я присоединился к своим… Ну Мара как всегда дала зрелища. В прошлом году она вышла в цепях и другой чуть ли не металлической атрибутике (чего греха таить – музыканты дали хард-року), этими цепями были привязаны ее музыканты. В общем, был спектакль «Собаковод Мара». На этот же раз она вышла вся в черном, но элегантном наряде – в эффектности не откажешь; с обновленным составом. Можно говорить про альтернативность музыки, ибо Мара к себе взяла в числе прочих участников группы IFK. Жестко рубились, впечатляюще. Только нельзя проходить мимо двух моментов. Все же она не поет, а скорее кричит, ну а песни у нее, извините, в основном какая-то сексуальная горячка, пускай и из уст женщины, абстрагирующейся от ноток лесбийства, сами по себе фразы преобладают рваные (надо полагать, это и есть «откровенность»). В целом выступление прошло очень хорошо, только вот не надо думать, что она свое спела и ушла. Мара еще один сюрпризец приготовила для почтеннейшей публики, и не думаю, что такой уж приятный для большинства.
Хедлайнерами Мегахауса на сей раз оказались Братья Грим, устроившие презентацию своей новой пластинки, и об этом уж все собиравшиеся на фестиваль должны были знать. Братцы реально исполняли песни и из прошлого альбома, так что по памяти восстанавливать материал для сверки не пришлось, хотя я с ним и так прекрасно знаком. Ну что тут можно сказать? Братья Грим и на сей раз устроили оргию самолюбования, выставляя себя знатоками различных жанров, не стесняясь перед какой-нибудь песней говорить, что это «вальс», «тяжелый рок» и так далее. В общем, они в своем репертуаре. Половину альбома они точно презентовали, и уже по этой половине можно судить… В общем, ничего нового не заметно, сдвигов в лучшую сторону уж точно. Музыка ничуть не усложнилась, скорее как раз упростилась, энергичности в подаче как не было, так и нет по сей день (Звери-таки, играя то же самое, делают это очень живо); тексты стали еще более бессмысленными. И из этого напрашивается вывод, что им не дают покоя лавры не только Зверей, но и Мумий Тролля (Лагутенко, как известно, мастер нарочитого рифмоплетства). Даже по этим песням можно судить, что новая пластинка гораздо хуже первой. Но негатива как такового не испытывал, просто равнодушно взирал на их выступление, а когда они пытались в очередной раз показать нечто оригинальное, просто смеялся … смех этот был недобрый, на уровне «примите мои соболезнования».
Конца выступления этих братцев мы те, кто до последнего сидел, так и не дождались и ушли. Сюрпризец от Мары, однако, услышали – дуэт с Братьями Грим. Краем уха слышал песню, ну все то же. Надо полагать, этим завершался фестиваль. Хорош сюрприз. Мара после блестящего сета показала свою принадлежность к шоу-бизнесу. А что же поделаешь, таковы законы.
Настроение было хорошее, все же вот так отдохнуть, причем бесплатно – всегда ли получается?
Между прочим, два дня подряд в чувства приходил…